Регистрация Вход
Город
Город
Город
TAGREE digital-агентство

TAGREE digital-агентство

Крутые сайты и веб-сервисы. Комплексное продвижение и поддержка проектов. Позвоните: +7-499-350-0730 или напишите нам: hi@tagree.ru.
Подробнее

Почему современное российское кино такое омерзительное?

С конца 80-х годов минувшего века демоинтеллигенты неустанно вдалбливают в сознание людей мысль, будто советская система, коммунистическая идеология препятствовали творчеству мастеров искусств: дескать, в СССР примитивизировали стиль художников, нивелировали творцов, превращали художественную культуру в средство насаждения классовых ценностей. Сегодня наступило отрезвление. Искусство советской эпохи вновь удостаивается самых высоких похвал со стороны вчерашних критиков.
ДАЖЕ НА ЗАПАДЕ наших “искусствоведов коммунальной кухни” не все поддерживали. Один из наиболее авторитетных историков кино Жорж Садуль давал во “Всеобщей истории кино” совершенно иную оценку: советское киноискусство “породило огромное богатство стилей и тем… Стиль, темперамент и темы четырёх великих мастеров советского кино (Эйзенштейна, Пудовкина, Довженко, Вертова.— В.В.) поражают их полной противоположностью; и даже эта “великолепная четвёрка” далеко не в полной мере отразила все тенденции богатой и бурной эпохи”. Ряд самобытных по творческой манере и выдающихся по мастерству режиссёров 20—30-х годов прошлого века можно продолжить именами Козинцева, Ромма, Юткевича, Протазанова, немалым числом других.
А разве ведущие мастера, пришедшие в кино в конце 50-х — начале 60-х годов, выросли не в условиях советской системы и создавали свои фильмы вне её? А между тем какое и здесь богатство стилей: Тарковский и Панфилов, Иоселиани и Шепитько, Шукшин и Бондарчук, Чухрай и Хуциев…
Да, со второй половины 70-х годов возобладал курс на “доступное кино”, и к “трудным” фильмам было соответствующее отношение кинематографических чиновников. Но ведь и в то время было создано немало ярких, талантливых лент. Вот несколько примеров из достаточно многих: “Послесловие” Хуциева, “Остановился поезд” и “Парад планет” Абдрашитова, “Подранки” Губенко, “Сталкер” Тарковского, “Восхождение” Шепитько, “Древо желания” Абуладзе, “Дерево Джамал” Нарлиева.
И вот крутой поворот: созданная в конце 80-х годов прошлого века коммерческая система отечественного кинематографа в погоне за быстрым и лёгким доходом стала ориентироваться на самые примитивные, а зачастую откровенно низменные вкусы и запросы. Это вело к растлению “массового зрителя”. Соответственно менялись этические и эстетические ориентиры и производителей киноширпотреба.
Фильмы, заметно возвышающиеся над этим уровнем, в последние годы можно пересчитать по пальцам. Причём они, как никогда, далеки от широкого круга людей. Если фильм Тарковского “Иваново детство”, который был удостоен высшей награды Венецианского кинофестиваля, в СССР посмотрели 16 миллионов зрителей, то “Возвращение” Звягинцева, который был удостоен такой же награды, собрал в СНГ в сто с лишним раз меньшую аудиторию.
Причём тенденция на примитивизацию художественного уровня кино характерна не только для постсоветской России, но и для всего постсоветского мира в целом. Сугубый “западник” режиссёр Андрон Кончаловский констатировал: “Коммерческие гиганты занимаются кинематографом, театром. Из этих объятий никому не выскользнуть. Это необратимый процесс… Всё идёт к идентификации стилей и направлений в искусстве”. К этому он добавил: “Нелепо говорить в связи с этим, что “деньги — зло”. Так уж устроен современный мир”. А вот советская система как раз была ориентирована не на деньги, и в ней творцы были свободны от удушающих объятий коммерческих гигантов. Думается, именно это имел в виду Жорж Садуль, написав, что “только в СССР индивидуальность художника могла развиваться беспредельно”.
Какие же ценности человеческого существования утверждало советское кино? Рассмотрим несколько фильмов, считающихся классикой социалистического реализма.
“Семеро смелых” С. Герасимова. Фильм рассказывает о молодых полярниках. Они работают в трудных условиях, рискуя здоровьем и даже жизнью не из каких-то меркантильных соображений, а из желания принести пользу державе. При этом они не считают свой выбор жертвой: служить Родине — их внутренняя потребность и браться за трудное задание — для них дело чести.
Кто же пришел на смену творцу в “демократической” России? Какие проповеди звучат сегодня с экрана? Практически полностью исчезли фильмы, в которых труд представлен как ценность человеческого бытия. Зато появилось множество картин: от легковесных пустышек типа “Даже не думай!” до претендующего на респектабельность “Олигарха”, реабилитирующих стремление к обогащению любыми путями. Режиссёр “Олигарха” П. Лунгин в своём подобострастии перед богачами додумался до того, что в интервью сравнил олигарха с…Прометеем: “Прометей был первый олигарх. Он украл огонь, если хотите, приватизировал его”. Хотя всё ведь было как раз наоборот: Прометей отнял у богов их собственность и отдал её людям, то есть провёл “национализацию” огня.
Но ведь сребролюбие не только в Библии расценивалось как смертный грех. Точно так же к жажде обогащения и богатству относились гуманисты разных эпох. И только в идеологии буржуазии выражение “делать деньги”, как утверждала философ, апологет капитализма Айн Рэнд, является “основой человеческой морали”. Точно так же и эгоизм, рассматриваемый в этой идеологии как индивидуальная свобода, становится добродетелью. Что ни говорите, а искусство умирает под звон денег. И если хорошо вслушаться, то можно уловить его стоны, несущиеся с экрана.



Источник: mbpolyakov.livejournal

Поделитесь с друзьями:

 

Комментарии:

"...искусство умирает под звон денег..."
Увы, но это действительно так. И это происходит не только в кино, эта зараза живет теперь и в театре. Далеко ходить не надо, посмотрите репертуары "Киномира" и наших томских театров.
Однозначно статье +

Ответить

" Если фильм Тарковского “Иваново детство”, который был удостоен высшей награды Венецианского кинофестиваля, в СССР посмотрели 16 миллионов зрителей, то “Возвращение” Звягинцева, который был удостоен такой же награды, собрал в СНГ в сто с лишним раз меньшую аудиторию" - бред, ибо безполезно сравнивать время отсутствия видеомагнитофодов и двд и теперешнее...
глупость, да и хороших современных фильмов автор, похоже, не видел...

Ответить

Agent Smith

"да и хороших современных фильмов автор, похоже, не видел..."
----------
С точки зрения шоу-бизнеса "хорошее" - это продукция или действо, окупившие себя и собравшие большую прибыль. Под эти параметры подходит любое гoвнo - а другого сейчас практически не найти.

Ответить

автор писанины может и видел современные фильмы, но автор поста, как обычно, пробежался по помойкам и вытащил на всеобщее обозрение статейку пяти-шестилетней давности :)

Ответить

ps "олигарх" 2002 год, "возвращение" - 2003

Ответить

Serg40

Просветите, я то же не видел. Может что то упустил?

Ответить

а надо ли просвещать?
кто действительно интересуется кино, тот сам увидит, ну, а кто смотрит на все через пацтреотические очки - sorry, через них мало что можно увидеть, обзор не тот...

Ответить

Не смотрел бы ты сам через агитационные сказки СПС и Яблока может быть бы и откровенным ..... не был.

Ответить

Agent Smith

Ну не все же любители садо-мазо

Ответить

Диоген

Попробую предугадать вкус Алекса 098.
Сволочи.
9-я рота.
Молох.
Стиляги.
Королев.

Ответить

а еще и Адмирал, Остров, Дикое поле...
неплохой, на мой взгляд, списочек....

Ответить

 3      красный следопыт

Ну вот, чем кормили то и выросло :-) А ещё говоришь что ты не зомбированный.

Ответить

Вот, например, яркий представитель нового российского арт-хауса Светлана Баскова:
http://torrents.vtomske.ru/forum/viewtopic.php?t=104736
http://torrents.vtomske.ru/forum/viewtopic.php?t=114466
В ее фильмах солдаты на гауптвахте едят и насилуют друг друга, люди в баре закусывают водку фекалиями. В ненавистном совке таких художников всячески зажимали и не давали им творить. А как вырвались на свободу - уххх, сколько шедевров выдали. Ей даже кинопремии дают, критики восторгаются.

Ответить

Alisa

+100000.
последний и ,наверное, единственный за десяток лет, фильм,оставивший меня не равнодушной-это ОСТРОВ.

Ответить

Alisa

остальное-такой ширпотреб.но смотрим же кое что,а завтра и не вспомнтся что именно.

Ответить


Alex_aka_JJ

В СССР кино снимали не для кассовых сборов, а с целью духовно-нравственного воспитания, задача же современного кинематографа - собрать кассу. Можно конечно и духовно-нравственными фильмами попробовать собрать кассу, да вот беда: по настоящему талантливые режиссеры не умеют снимать кино "чтоб денег побольше" - они больше внимания уделяют искусству, чем гроссбуху. А те, кто снимает на кассу, у тех таланта нет.

Ответить

когда пишете такую ахинею, то добавляйте "в ссср, каким я себе его представляю...", тогда ваши заявления о кино не для кассы будут вашим личным безобидным бредом, а не информацией о реальной жизни :)

Ответить

Alex_aka_JJ

Посту и автору однозначный плюс.

Ответить

Ой, ну конечно бреда много, ну всё-таки позитивные подвижки есть. Да, перестали снимать "интелектуаальное" кино, зато появилось много лёгких "одноразовых" фильмов. Противна только тенденция к блокбастерам, не наше это, не Русское.

Ответить

"искусство умирает под звон денег"
Зачёт.
В американских фильмах, кстати, постоянно присутствует тема: если ты бедный, значит ты лузер. Особенно противно становится, когда речь заходит о любви (см., например, фильм "Swept Away").
Это серьёзно напрягает и мешает заниматься тем, что тебе на самом деле нравится и приходится тупо зарабатывать бабосы.

Ответить

VIO

Зарабатывай бабосы на том, что нравится.

Ответить

паранойя

мы плохо копируем то, что предлагают нам западные кинокомпании, чтобы хоть как-то пополнить "карманы" на кинопрокате. А кино в котором, бьют, насилуют, издеваются вызывает эмоции, поэтому его и смотрят........Вспоминаю себя, году так в 90-ом, когда посмотрела в маленьком зале видеопроката "Восставшие мертвецы" - сколько было эмоций, а сейчас бы не впечатлил - наелись.Вот и ходим на фильмы, которые показывают отвратительную, страшную, но похожую на реальную, жизнь........я обычный обыватель и моё мнение субьективно

Ответить

"искусство умирает под звон денег"
Не продается вдохновенье
но можно рукопись продать (с) А С Пущкин
к тому же, расслабтесь, делать деньги на фильмах, на искусстве - такое же искусство, кто ж оспорит? Кто оспорит, что народ в массе своей, народ, поголовно образованный, демократический народ не является единственным источником оценки вообще, оценки искусства в частности? Не к такому ли пониманию шло доселе все развитие искусства, не идея ли эмансипации двигала искусство в XX веке? Какое же может быть искусство в противном случае? Разве не единственно тоталитарным, подозрительным по отношению к своему зрителю? или, еще, может быть, искуссвом без зрителя - таковым, пожалуй, но кто осмелится?

Ответить

это вы с кем сейчас разговаривали? :)

Ответить

"Рентабельность советского кинематографа составляла 900% в год"
http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=370022
Так что помолчал бы, "пушкинист" обосранный.

Ответить

Интеллигентка

А вам не кажется, господа, что один "хомут" (цензуру и гос. контроль) просто сменили на другой (капитал)? Раньше тот же репертуар театров заполнялся определенным количеством пьес (далеко, кстати, не гениальных) на идеологически верные сюжеты, сейчас, наверное, ту же часть составляют спектакли, рассчитанные на широкого зрителя, т.к. театру надо зарабатывать. По сути ничего и не изменилось.
Не снимают хорошего кино? Подождите. Период у нас затяжно-переходный. Пока наше потерявшее культуру потребления общество не "насытится", вкуса у него не появится. В конце концов даже в советское время кинотеаты были битком на "Пиратах ХХ в.", а не на "Послесловии".
Это я к тому, что отчаиваться не надо... Прорвемся :)

Ответить

это вы с кем сейчас разговаривали? :)

Ответить

VIO

Нелепые сетования - почему байда для рафинированных эстетов не становится народными хитами? Как же обьяснить людям, что такая утончённая занудная муть типа Дикого поля гораздо, гораздо лучше какого-то там плебейского Брата! И почему это Брат 2 сняли, а шедевральное омедаленное Дикое Поле 2, 3... нет? Вывод ясен - народ оболванили, всем правит Золотой Телец!

Ответить


Agent Smith

Что, народ неправильный?

Ответить

вовсе нет, наоборот, народ трудно обмануть (если иметь ввиду под народом не люмпенов, а вполне здравую его часть)...

Ответить

    1   красный следопыт

...которая живёт "в этой стране", презирает государство плодами которого кормится, саму жизнь меряет комфортом, и главное - её ну ни на чём не проведёшь! :-))

Ответить

VIO

Вывод предлагает сам автор обличительных строк - нищает дух, царит нажива. Хотя и тут проколы бывают - и денег много всякие правозащитники дали жополизному 12, и актёров собрали, и реж. - жук оскароносный, и Европа милостливо одобрила, дала медальки - а миллионов в кассе нет. Не идет народ. Да что же это за народ такой упёртый! Ни хрена в "настоящем кино" не смыслят!

Ответить

12 - нормальный ремейк нормального фильма, а посмотрели его те, кто хотел посмотреть, причем, не платя в кассу...
лично я предпочитаю смотреть фильмы на ДВД, терпеть не могу находится в окружении попкорников...

Ответить

        Горожанин

В Октябре, когда он еще функционировал, было непринято жевать попкорн. Не жуют еще и в Аэлите...
Восприятие фильма на домашнем видео и в общественном кинозале совершенно разные.-Почти так же, как слушать оцифрованную музыку дома и находиться в концертном зале...

Ответить

не согласен, ибо в случае с кино, по сути, природа источника информации одна и та же, в случае же живого концерта, ну чё дальше объяснять...

Ответить

во всем виновата "зеленая плесень"

Ответить

Антон

только в идеологии буржуазии выражение “делать деньги” ... является “основой человеческой морали”. Точно так же и эгоизм, рассматриваемый в этой идеологии как индивидуальная свобода, становится добродетелью
----------------------------------------------------------
по-моему, очень точно.

Ответить

Интеллигентка

Установка на "свободу, равенство, братство" тоже не прижилась... Я не одобряю, просто альтернатив не вижу (не в личностном, а общественном формате).

Ответить

putnik-ost

Мне вот нравятся работы Тарковского, просто нравятся Куросава, Бергман. А современное российское кино, как-то не очень, за небольшим исключением. Но, возможно я чего-то и непонимаю.

Ответить

 
image code